«КРЕСТЬЯНКА», декабрь 2007 г.

«Всё будет так, как я захочу»

Рыжеволосая красавица Вера Сотникова из тех, кого Бог поцеловал и... заставил трудиться. В ее актерской жизни практически не было затиший. Лара в "Докторе Живаго", Маша в "Трех сестрах", Маргарита в "Мастере и Маргарите". А сколько было ярких киноролей! Даже в смутные девяностые она нашла себе дело - снимала клипы для Владимира Кузьмина, взялась за фильм о Цветаевой. Потом пришла пора сериалов, в которую она тоже удачно вписалась. Новый год - хороший повод расспросить у актрисы о планах, жизненных и творческих.

- Вера, когда я делала с вами интервью два года назад, вы говорили, что переживаете сумасшедший период - за два года сменили три квартиры, две семьи, у вас бесконечные съемки. А сейчас как обстоят дела?

- Наверное, я неуемная натура и спокойно жить не могу. Если меня не штормит, то сама начинаю придумывать себе какие-то новые жизненные задачи. Где-то год назад у меня возникло ощущение, что я всего достигла, что у меня все есть. Я сейчас не о деньгах говорю. Как ни банально звучит - не в деньгах счастье. В общем, все было слишком хорошо. И я позволила себе расслабиться. Но из моей жизни ушел драйв! И в какой-то момент я вдруг почувствовала, что стою на месте, а не иду вперед. А если ты стоишь на месте, значит, ты идешь назад. И тогда я поняла, что надо что-то поменять. Не хочу раскрывать суть того, что я сама себе напридумывала: мечты, сами понимаете, - очень хрупкая субстанция. .. Пусть пока сохранится интрига. Но я снова полна энергии и азарта. Мне фантастически интересно всем этим заниматься.

- Но хотя бы намекните - это касается частной жизни или творчества?

- Дело в том, что у меня творчество и частная жизнь практически всегда переплетаются.

- Но хотя бы можно озвучить - в каких проектах вы будете сниматься в ближайшее время?

- В ближайших планах две картины. Первая -не удивляйтесь! - милицейский сериал, где я буду играть начальника управления. Сначала я отказалась от этой роли, а потом подумала - а почему нет?

- А романтическая линия предполагается?

- Конечно! Иначе я бы не согласилась. И потом, я поставила условие продюсерам: если хотите из меня сделать канцелярскую бабенку, которая сидит и управляет молодежью, - это не для меня, а вот если моя героиня будет сама выходить на дело, если к тому же она будет яркой, харизматичной личностью, тогда я согласна! А еще я подумала: для этой роли я должна быть в хорошей форме - а вдруг моей героине придется демонстрировать мускулы? Я вообще выбираю задачи, которые заставляют меня держаться в тонусе.

- Красивая женщина-полицейский - вполне голливудский ход!

- Кстати, летом на отдыхе, как специально, я посмотрела новые фильмы, в которых Деми Мур и Джулианна Мур играли полицейских. Я еще подумала - смотри, какие классные девчонки! Как ни странно, это очень повлияло на то, что я согласилась на эту роль.

- А во втором фильме кого вы будете играть?

- Эстрадную певицу. Это тоже интересно, потому что там есть контраст от яркой жар-птицы до бледной умирающей женщины - будет что играть. Кроме того, я возобновила гастроли со спектаклем "Мастер и Маргарита», продолжаются съемки "Клуба бывших жен». В общем, нет времени расслабиться. Но это и хорошо. Хотя в этом году я впервые за всю жизнь позволила себе отдых на целый месяц. И довольно скоро поняла, что просто обожаю свою работу, что хочу новых ролей и что бешеный ритм жизни - это мое.

- Скажите, пожалуйста, Вера, - мне интересен этот момент - как получилось, что вы стали актрисой Театра Виктюка? И в чем его тайна, почему самые талантливые и красивые актрисы просто мечтают у него работать?

- Потому что он бесконечно талантливый. А главное - он как никто другой понимает женскую суть. У него потрясающее чутье... Он знает, как подать актрису наилучшим образом. Он так по-эстетски обнажает женское нутро...

- Что сама Елена Образцова соглашается участвовать в эпатажной постановке по садомазо-роману «Венера в мехах»...

- Да! Да! Другому бы ты никогда не доверилась, а ему - можно. Может быть, в этом и есть его секрет?

- А еще он предлагает роли, от которых трудно отказаться? Вам, например, - Айседору Дункан в спектакле «Айседора и Сергей». Этот образ очень значим для вас?

- Почему-то так получается, что в определенный момент моей жизни у меня появляются роли, которые либо всю меня переворачивают, либо дают возможность понять что-то очень важное. Мне безумно повезло, что я как актриса вплотную соприкоснулась с творчеством таких великих писателей, как Пастернак, Чехов, Булгаков. Что фантомы, образы,созданные этими гениями, обретали на какое-то время мою оболочку. И только сейчас я понимаю, что все было не случайно, что меня "выбирали". И Айседора меня выбрала! Я должна была участвовать в другом проекте, но по каким-то мистическим обстоятельствам этого не произошло. О чем я очень жалела. Я мучилась - ну почему же все так нелепо сложилось? Почему? И вдруг звонок от Виктюка с предложением. И все встало на свои места. Даже то, что я не так уж хорошо танцую, не имело значения - в спектакле почти нет танцев. В основе спектакля - любовь психопатических личностей, которые сжигали жизни в искусстве и были очень похожи в своем отношении к смерти. Они не боялись ее, даже приманивали ее к себе всеми мыслимыми и немыслимыми путями. И так заигрались, что в итоге она подарила им очень яркие минуты финала. Это были сумасшедшие, фееричные люди...

- У вашей героини трагическая судьба, вас это не пугает? Вы так близко с ней соприкасаетесь. Или трагедия завораживает?

- Я благодарна судьбе, которая подарила мне встречу с такой экстравагантной и смелой женщиной. Тем более что мы с героиней моего спектакля ровесницы. Нет, не могу сказать, что трагедия меня завораживает... Иногда становится просто жалко себя. Когда в конце спектакля начинает казаться, что сердце может остановиться или разорваться, потому что ты чувствуешь в месте, где оно находится, огонь... становится страшно. Я даже стала бояться этого спектакля. Перед каждым выходом я, с одной стороны, прошу Айседору, чтобы ради правдивости она все-таки дала мне возможность войти в ее образ, но, с другой стороны, чтобы пощадила...

- А как принимает спектакль публика?

- Те, кто вообще такой материал не принимает, встают и уходят. А те, кто остался, кто выдержал градус, заданный нами, долго не могут прийти в себя...


- Виктюк как-то скаламбурил - я ставлю для эмоционального меньшинства...

- Это правда, талантливых зрителей мало. Не все имеют смелость шагнуть в эту историю вместе с нами. Но те, кто шагнул, кто не побоялся, я знаю точно, приобрели очень много.

- Вы играли всегда аристократок или, по крайней мере, богемных персонажей, а тут неожиданный проект - «Клуб бывших жен», какие-то бытовые истории обычных женщин... Не было опасений, что это может повредить вашему имиджу?

- Нет, не было. Я все делаю искренне. В проекте я - это я, мои эмоции, мои реакции на происходящее, Мы же читаем романы. А что может быть интереснее реальной жизни пусть даже самого простого человека, где все переплетено? Поверьте, передо мной такие судьбы проходят, такие кружева плетутся... Вы знаете, вот мы сейчас разговариваем с вами, и мне вспомнилось. Как-то в Милане, в старинном замке Сфорца, меня до глубины души потрясла фреска Леонардо да Винчи. В принципе, вроде бы ничего особенного - просто расписной потолок, просто переплетенные ветви дерева с листьями, и все. Но ты заходишь в зал, где она находится, поднимаешь глаза, и наступает момент полного оцепенения... Или концентрации? Первые вопросы - зачем это? что это? А потом ты начинаешь понимать - так это же вся наша жизнь! Я вдруг увидела ветку, которая «посвящена» конкретно мне, и у меня потекли слезы. Я долго-долго стояла на одном месте и не могла оторвать глаз. Вот что значит - послание гения. Казалось бы - ничего кроме веток с листьями, а на самом деле - столько информации, столько змоций исходит «с потолка»! Моя подруга рассказывала, что они со своим приятелем, увидев эту фреску, просто взяли и легли на пол. Лежали и смотрели с открытыми ртами, как на небо со уездами, пока их служащие не попросили встать.

- Выходит, ваша судьба каким-то странным образом переплелась с судьбами героинь передачи, как когда-то с судьбами героинь ваших театральных, кинематографических работ?

- Только, не дай Бог. закончить жизнь, как некоторые мои героини. Если говорить об огненном, страстном существовании - да, с этим я согласна! Но трагического финала, как, допустим, у Айседоры, я себе не пожелаю! Никакой звездной смерти мне, пожалуйста, не надо! Я хочу быть счастливой и счастливо умереть в окружении внуков, как обыкновенный человек. И я знаю, что все будет так, как я сама себе пожелаю, придумаю. Все будет так, как я захочу. Главное - хотеть в правильном направлении...

- По замыслу создателей передачи «Клуб бывших жен» вы отвечаете за «материнскую поддержку»...

- Это была только задумка. Мы распределялись между собой, даже подписывали договор, что должны следовать какому-то определенному образу: четыре героини, четыре типажа. И мы пытались, но это оказалось совершенно нереально, потому что либо ты откровенно и сиюминутно реагируешь на то, что происходит, то есть просто живешь, либо «играешь роль» - и эту фальшь сразу замечает зритель.

- В рекламном ролике «Клуба бывших жен» ведущие предстают с оружием в руках. Возникает ощущение, что собрались некие амазонки, желающие расквитаться чуть ли не за полчаса со всем мужским полом...

- Ну, это было только поначалу! А сейчас месть все больше превращается в беззлобный юмор. Лучшая «месть» своему бывшему - выглядеть на все сто и стать счастливой. И мы уже не так однозначно защищаем своих героинь, потому что в каждом разводе виноваты двое. Так что сама жизнь вносит коррективы в формат передачи.

- А в вашей жизни были периоды, когда вас серьезно разочаровали мужчины и вы были к ним враждебно настроены?

- Нет! Нет! Потому что никогда не жила без мужчин и не собираюсь жить. Всегда в моей жизни существовал любимый...

- А сейчас?

- И сейчас...

- У вас есть еще один любимый мужчина - сын. Как складывается его жизнь?

- У него все хорошо. А главное - есть ощущение, что он наконец-то начинает взрослеть. И мы все лучше понимаем друг друга. Вот недавно сказал: «Мама, наконец-то твои качества во мне начинают проявляться!» И я подумала: «Слава Богу!»

- Вы всегда очень эффектно выглядите. Внимательно следите за модой?

- Не могу сказать, что я не слежу за модой. Одним глазом постоянно посматриваю за тем, что происходит в этой сфере. Меня все это заводит, потому что я вижу красивых, стройных женщин, и самой сразу хочется подтянуться.

- Как вы можете определить свой стиль?

- Стиль разный, в зависимости от того, куда я иду: если на вечеринку, то это - платье на бретельках, каблуки; если отдых на яхте - шлепки, шорты. Бриллианты на отдыхе я точно не надену.

- А какие течения современной моды вам интересны?

- Не знаю... Но вот раньше, например, никогда не носила бижутерию, предпочитала натуральные камни, золото - не буду скромничать, я это люблю и с удовольствием ношу, - но тут как-то бижутерия вошла в фавор, появилось много интересных бус, сережек. И я не стала стесняться, начала покупать. В общем, я неожиданно подружилась с бижутерией.

- Вам знаком обычный женский страх перед быстротечностью времени? Хотя, как мне кажется, над вами время не властно...

- Когда-нибудь будет властно. Не буду кокетничать, мне не хочется представлять себя старой, хотя, как мне кажется, у меня все равно будут гореть глаза. Но время - это такая интересная субстанция, с которой нужно дружить. С каждым годом у меня появляются такие классные проекты, такие новые возможности, о которых раньше я и мечтать не смела. Похоже, чтобы не бояться возраста, нужно работать, работать, работать... Тогда не будет времени расстраиваться, если вдруг увидишь в зеркале лишнюю морщинку.

- Вера, вы любите Новый год?

- Не любить Новый год - это то же самое, что не любить свое детство. Потому что все самые яркие детские впечатления связаны именно с этим праздником. Помню, как шился новогодний костюм - а я всегда была снежинкой, - и по всей квартире на веревках висели белые накрахмаленные детали моего платья. Помню вкус необыкновенных шоколадных конфет, которые наша семья могла себе позволить только один раз в году. Помню смешанный запах мандаринов и елки. Став взрослой, я каждый год пытаюсь по памяти воспроизвести эту детскую сказку. Цветными фломастерами пишу план встречи Нового года, вставляю этот лист в рамку. Ну, например: 22.00 - встреча гостей; 23.30 - проводы Старого года (каждый обязательно говорит тост в виде отчета о «проделанной работе», вспоминает все хорошее, что было в уходящем году, пишутся записки с перечнем всего плохого, что было, и сжигаются в камине); 23.50 - поздравление Президента; 00.00 - шампанское, новогодняя трапеза, обмен подарками, далее - хоровод вокруг настоящей елки, шарады, стихи, конкус рисунков - за все это гости получают от Деда Мороза хорошие подарки. Попробуйте устроить нечто подобное - гарантирую, всем будет весело! Во всяком случае, на какие-то мгновения вы и ваши гости снова почувствуете себя детьми. И помните, что наша жизнь, как книжка-раскраска: какими красками ее раскрасишь, такого цвета она и будет.

Елена ДЕНИСОВА

Использование материалов сайта без письменного разрешения авторов запрещено!
Design: Васильева Дарья&Самойленко Оксана © 2007